Павел I и Мальтийский орден

Павел I и Мальтийский орден

Павел I хотел превзойти в духовности и миролюбии, в мудрости и прозорливости свою мать Екатерину II так, чтобы затмить своими Великими деяниями годы ее правления, свести на нет ее преобразования. Он отменил привилегии дворянства, провел реформу армии на прусский манер, издал «закон о престолонаследии» (передача престола только по мужской линии), запретил продажи дворовых людей и безземельных крестьян с молотка, издал «манифест о трехдневной барщине». Мистик по характеру и воспитанию, Павел I видел основное средство противодействия распространению революционных идей в усилении в России и во всей Европе рыцарского духа. К мальтийским рыцарям он питал
особое чувство. «История Ордена Св. Иоанна Иерусалимского» аббата Верто, вышедшая в 1724 году, с детства была его любимой книгой. Чтобы понять причины обращения Императора к Мальтийскому Ордену, рассмотрим историю этого Ордена.
История рыцарей Ордена Святого Иоанна, или Мальтийского Ордена всегда была окружена ореолом некой таинственности. Время от времени в СМИ появляется
информация о том, что та или иная известная личность имеет отношение к рыцарям-госпитальерам. Что же это за Орден, и почему быть его членом столь престижно? Возникновение монашеского братства госпитальеров, на основе которого был создан Орден Святого Иоанна, некоторые исследователи относят к VI веку нашей эры. Однако историческая традиция связывает его появление с Крестовыми походами, вступлением крестоносцев под предводительством Готфрида Бульонского в Иерусалим 15 июля 1099 года. В 1187 г. после того, как мусульмане отвоевали Иерусалим у христиан, Орден перебирается в церковь Святого Иоанна в Акре (территория современного Израиля), а после падения этого города – на Кипр, затем на Родос – остров, на котором они прожили около 200 лет. Но в 1522 г. на Родос нападает один из самых лучших воинов своего времени – Сулейман Великолепный – и после осады побеждает рыцарей. Однако, покоренный мужеством и героизмом воинствующих монахов, Сулейман позволяет им покинуть остров достойно: со своими архивами и реликвиями. Долгих семь с половиной лет рыцари скитались по Европе в поисках постоянного местожительства, пока, наконец, в 1530 г. император Священной Римской Империи Карл V, он же испанский король Карл I, ни отдал Ордену три мальтийских острова. С тех пор орден и стал называться Мальтийским.
С этого времени Орден, и без того связанный с мистикой и тайным знанием, становится еще более мистическим и загадочным. Этому способствует новое место обитания рыцарей – остров Мальта. Остров Мальта напоминает один огромный музей под открытым небом. На этом острове огромное количество захватывающих дыхание археологических, культурных, архитектурных и других памятников истории человечества, а причина в том, что лежит остров в самом центре Средиземного моря, между Европой и Африкой. В красоте этого острова можно убедиться, взглянув на его вид с высоты птичьего полета.
Среди мальтийских построек наиболее загадочны неолитические развалины святилищ, под которыми найдены статуи необычайно полных женщин в натуральную величину, а сами храмы древнее пирамид Египта. Не менее интересны и выдолбленные в скалистом грунте, на расстоянии 137 см друг от друга, многокилометровые колеи («колеи-тележки», как их называют мальтийцы) глубиной примерно полметра со скошенными стенками, которые располагаются на высоком плато вдоль южного побережья и, как показала аэрофотосъемка, продолжаются под водой! В некоторых местах колеи сходятся, пересекаются как рельсы. Происхождение этих «путей» связывают со строительством древних святилищ, которые свидетельствуют о связи острова Мальта с Египтом и Атлантидой, то есть с древней мистикой.

С XVIII века возрастает интерес к Мальте как к важному опорному пункту в Западном Средиземноморье. Англия, Франция, Королевство обеих Сицилий начинают ожесточенное соперничество за влияние на острове. На Мальте постоянно находились послы Франции, Испании, Англии (с 1783 г.), Австрии, Португалии и Неаполя. Особое значение для острова имели связи с Францией. Французские монархи были, по сути, протекторами Ордена. Людовик XV даровал рыцарям право жить во Франции, служить во французской армии и флоте, освободил их от налогов, которыми облагались иностранцы.
Французская революция нанесла по рыцарям серьезнейший удар и создала первую
напряженность внутри Ордена, в рядах которого оказались как сторонники, так и против-
ники революции. В 1792 г. все сокровища ордена во Франции, известные как сокровища
духовенства и составлявшие свыше половины доходов Ордена, были конфискованы, а его кавалеры оказались в положении изгнанников. Орден пришел в упадок. Для спасения Ордену был необходим сильный и надежный покровитель.
Помимо интересной истории и тайных знаний, Мальтийский Орден обладал очень важными ценностями – реликвиями. Их история почти также интересна, как и история самого Ордена.
В Константинополе, столице православного царства, находились многие реликвии, среди которых одной из главных была десная рука Крестителя Господня, рука, от которой принял крещение сам Иисус Христос, реликвия, особо почитаемая всем православным миром. Последним пристанищем десницы Крестителя в Константинополе была Великая Церковь Спасителя – Святая София. После того, как Константинополь в 1453 году попал под турецкое владычество и Святая София была превращена в Мечеть, рука Крестителя продолжает оставаться в Святой Софии. Когда же, как пишет в своем месяцеслове Епископ Банатский Хризостом, у султана Баязида II (сын Махмута II Завоевателя, правил с 1481 по 1512) возникла «потребность склонить к себе духом рыцарей острова Родос, в знак дружелюбного к ним отношения он послал Магистру их Ордена десницу Святого Иоанна Крестителя».
Примерно в это же время Людовик XII (правил с 1498 по 1512) передает магистру Мальтийского Ордена часть Креста Господня. Первоначально Крест Господень находился в Иерусалиме, потом был захвачен турками. В 1221 году, после удачной войны, христианам был возвращен Святой Крест, большие части которого как благословение отдавались крупным городам. Так часть Креста Господня попала к Людовику XII, а затем к Мальтийскому Ордену. Третья Священная Мальтийская реликвия – Филермская Икона Божьей Матери, написанная Святым Евангелистом Лукой в первой половине первого столетия. Она особо почиталась рыцарями и хранилась на острове Родос.
Как мы видим, Мальтийский Орден стоял у истоков христианства, имел ценные Священные реликвии, о которых могло только мечтать любое христианское государство того времени. Павел I, используя то, что Орден пришел в упадок и нуждался в покровителе, смог завладеть Священными Мальтийскими реликвиями.
Помимо очевидных выгод от приобретения Священных реликвий (мечты любого христианского государства), Павла I привлекли тайные знания, которыми обладал Мальтийский Орден. В книге Менли П. Холла «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, кабалистической и розенкрейцеровской философии» указаны интересные данные о том, что знания, которыми обладал Мальтийский орден, происходят от тайного знания египетских жрецов, они связаны с нумерологией, кабалистикой, алхимией, белой магией. Поэтому и сам Мальтийский Орден во все времена был окружен неким ореолом таинственности, мистицизма. Один из основных постулатов философии Мальтийского Ордена связан с алхимией, но имеет дело не с металлами, а с человеком. Само тело человека было алхимической лабораторией, а главная цель существования – превращение основных металлов невежества в чистое золото мудрости и понимания.
Главным и наиболее известным символом Мальтийского Ордена является Мальтийский Крест. Интересно, что в основе символики этого креста лежат расположенные по краям слова «вера», «надежда», «любовь» и «терпение», достаточно близкие к российскому менталитету, составляющие основу российской духовной жизни.
Вторым интересным символом Мальтийского Ордена является двуглавый орел или Феникс, головы которого обращены друг к другу. Он является общим у розенкрейцеров и рыцарей Мальтийского Ордена и свидетельствует о связи этих двух загадочных братств.
Двуглавый орел или Феникс – это модификация еще более древнего символа Мальты – мальтийского сокола, который был подарен Мальтийским рыцарям за их храбрость и отвагу. В России двуглавый орел, только в несколько ином виде (головы обращены в противоположные стороны) является символом страны и изображен на ее гербе.
Принцип Мальтийского Ордена – помогать униженным и оскорбленным, исцелять тела и души людей. Помощь униженным и оскорбленным, на наш взгляд, была созвучна взглядам русского Гамлета (Павла I).
Как мы видим, символика Мальтийского Ордена гармонично сочетается с российской символикой, принципы Мальтийского Ордена не противоречат российскому менталитету, следовательно, связь с Мальтийским Орденом не являлась попыткой вмешаться в естественный ход событий истории или насадить католицизм в России.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.