Льоке Йупанки, третий Инка

Город инков
Инка Льоке Йупанки был третьим правителем инкского государства. Его собственным именем было Льоке, что означает левый; из-за ошибки, которую допу-стили его учителя, воспитывавшие его, он стал левшой, и это имя сделалось его собственным. Имя Йупанки же было присвоено ему за его до-стоинства и подвиги.

В течение своей жизни второй Инка совершил несколько завоеваний, которые остались в памяти соотечественников в качестве легенд.

Приняв власть в своем королевстве и лично посетив его, инка Льоке Йупанки предложил расширить его границы, для чего приказал под-нять шесть или семь тысяч воинов, чтобы идти на покорение с большей силой и авторитетом, чем его предшественники, т.к. ему показалось, что не всех следует покорять просьбами и убеждением, а что оружие и сила должны выполнить свою долю завоеваний, по крайней мере, против твердых и упорных в сопротивлении. Назначив двух своих дядей мастерами боя и выбрав других родственников капи-танами и советниками, и, оставив дорогу на Умасуйу, которая вела его отца к его завоеваниям, он направился к Оркосуйу. Эти две дороги рас-ходятся в Чункара и проходят по округу Кольасуйу, обнимая огромную лагуну Титикака.

Первым делом Льоке Йупанки вошел в большую провинцию, называемую Канна, и направил к местным жите-лям посланников с требованием покорности и послушания и служения сыну Солнца, которые канцы, после недолгих раздумий, приняли и отдали себя в послушные вассалы. Инка, оставив им министров для обучения, пошел дальше вплоть до селения и народа, называвшихся Айавири. Местные жители были столь суровы и мятежны, что не воспринимали ни угово-ров, ни обещаний, ни примера других покоренных индейцев; все они упрямо предпочитали погибнуть, защищая свою свободу, в противопо-ложность тому, что до этого случалось с инками. И так они вышли сра-жаться с ними и заставили инков взять ору-жие. Они долго сражались, но после длинной осады и прибытия подкрепления инков Айавири сочли за благо сдаться. Инка поступил разумно, приняв их без каких-либо условий, и после того, как он приказал сделать им строгий упрек за то, что они не проявили должного уважения к сыну Солнца, он простил их и приказал, чтобы с ними хорошо обращались, не принимая во внимание упрямство, проявленное ими. Совершив это, он направился в Куско, где был встре-чен с великим праздником и ликованием.

Завоевание Хатун Кольа

По прошествии нескольких лет Инка Льоке Йупанки вновь приступил к завоеванию и покорению индейцев. Он приказал снарядить восемь или девять тысяч воинов и вышел из округа Кольасуйу к кре-пости, именуемой Пукара. Оттуда он направил своих посланцев в Паукар Кольа и в Хатун Кольа с обычным требованием. Кольа вняли его уговору, собрав самых главных вождей в Хатун Кольа, что означает Великий Кольа, и отве-тили инке, что готовы стать его вассалами и поклоняться Солнцу, после чего встретили Инку с великим праздником и торжеством, чтобы показать свои намерения. В дальнейшие времена не только Льоке Йупанки, но и его потомки, оказывали множество благосклонностей и чести этим народам, особенно Хатун Кольа, за это проявление любви и благих намерений.

По сообщениям Гарсиласо, к кольа относились многие племена, которые гордились своим происхождением от различных объектов. Одни говорили, что их первородители вышли из озера Титикака, которое считали своей матерью и которому поклонялись до инков. Другие гордились, что вышли из большого источника, из которого, как утверждали они, вышел их первый прародитель. Другие славились тем, что их предки вышли из пещер и расщелин в огромных скалах, и те места считались священ-ными и в нужное время посещались для жертвоприношений. Еще одни племена считали, что первый из них вышел из реки, и проявляли к ней такое великое почтение и преклонение, что полагали святотатством убивать рыб из этой реки, ибо называли их своими братьями. И лишь в отношении одного божества, которому все они одинаково покло-нялись, у кольа было согласие — им была белая лама. Они говорили, что первая лама, которая находилась в высоком мире (так назывался верхний небесный мир), позаботилась о них больше, чем об остальных народах, и что любила она их больше, отчего и произ-вела и оставила на земле кольа больше своего потомства, чем в любой другой части земли.

После установления порядка в правлении обретенными землями Инка вновь вернулся в Куско, где, разумеется, был встречен великим праздником и ликованием. Задержавшись в Куско на несколько лет, он решил продолжить свои завоевания и вы-шел с десятью тысячами воинов и отборными капитанами. Дойдя до границ с Чукуиту, знаменитой провинции с большим количеством населения, которую впоследствии во время раздела испанцами тех земель из-за ее значимости отдали непосредственно испанскому императору, Инка направил ее жителям свои обычные требования. Люди Чукуиту, хотя они были сильным народом, не пожелали оказать сопротивление инке и предпочли от-ветить, что покоряются ему добровольно. Видя успех, которого он добился в своем завоевании, он послал те же самые требования остальным соседним селениям вплоть до вод великого озера Титикака, и они все — самыми главными из них были Ильави, Чульи, Пумата, Сипита — по примеру Хатун Колья и Чукуиту прямо покорились инке.

Затем Льоке Йупанки распрощался со своей армией, отправив с четырьмя мастерами боя десять тысяч воинов в восточном направлении от места, где он находился, в провинцию, на-зываемую Хурин Пакаса, которую через три года его воины и покорили. Пока же продолжалось данное завоевание, Инка был занят посещением своего королевства, стремясь расширять обрабатываемые земли, строя новые оросительные каналы, здания, хранилища, мосты и дороги, для обеспечения лучшего сообщения между провинциями.

За время своего правления Льоке Йупанки достаточно рас-ширил свою империю, завоевав с севера на юг более сорока лиг земель, а с запада на восток — более двадцати, вплоть до подножия горной цепи и снежной Кордильеры. Почувствовав приближение смерти, он позвал своих сыновей и среди них наследного принца, и вместо завещания поручил им заботу о вассалах, хранение законов и указов, которые его предки по приказу своего бога и отца Солнца оставили им. Он оставил от налож-ниц много сыновей и дочерей, хотя от своей законной жены, которую звали Мама Кава, кроме наследного принца Майта Капака, он не оста-вил иного ребенка мальчика.

www.mezoamerica.ru/indians/south/lyokeyupanki.html

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.